28 марта 2009, 23:54

Кумыки

Самоназвание - "кумук". Народ в Дагестане; небольшие группы живут в Чечне, Ингушетии и Северной Осетии. По данным Всесоюзной переписи населения 1989 года численность кумыков в Российской Федерации составляла 277 тысяч человек, в том числе в Дагестане - 232 тысячи человек. По данным Всероссийской переписи населения 2002 года численность кумыков в РФ составила 422 тысячи человек, в том числе в Дагестане - 366 тысяч человек. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, на Северном Кавказе проживают 460 тыс. кумыков. Всего в Российской Федерации проживает 503 тыс. кумыков.

Кумыки относятся к кавкасионскому типу балкано-кавказской расы большой европеоидной алтайской семьи. Диалекты: буйнакский, кайтакский, хасавюртский. Литературный язык на базе первого и последнего диалектов. Письменность на русской графической основе. Распространен русский язык. Верующие кумыки - мусульмане-сунниты.

Начало формирования народа "кумыки" относится к 10-11 вв. Их этническую основу составило коренное население равнины Дагестана; в этногенезе кумыков участвовали и пришлые тюрко-язычные племена (главным образом кыпчаки-половцы), передавшие аборигенам свой язык. На территории кумыков существовал ряд феод. образований, самое крупное - Тарковское шамхальство. Присоединение Дагестана к России привело к ускоренному развитию производит сил и проникновению в экономику капиталистических элементов.

Традиционные занятия - пашенное земледелие (пшеница, ячмень, просо, рис, кукуруза); скотоводство, в т. ч. отгонное (крупный рогатый скот, овцы); занимались также садоводством, виноградарством, огородничеством и пчеловодством. Из домашних промыслов и ремесел были развиты сукноделие, хлопчатобумажное ткачество, ковроделие, обработка кожи, дерева, металла, камня и др.

Селения горизонтальной планировки. Традиционное жилище турлучное, затем саманное, со скатным пологим перекрытием, каменное, с плоским перекрытием (одноэтажное, полутораэтажное и двухэтажное разл. планировки).

Национальный костюм мужчин - рубаха, штаны, бешмет, черкеска, бурка, папаха, кожаная обувь. В состав женского костюма входили нательное платье - рубаха, штаны (шалвар) и платья (арсар, полуша, а также кабалай, с двойными рукавами). Головные уборы - чутку, платки. Обувь - кожаные чувяки и башмаки без задника. Костюм дополняли украшения.

Пища - мучные, мясо-молочные блюда: хинкал, курзе (пельмени), долма, плов, пироги с мясом, овощами. При господстве феодальных отношений сохранялись пережитки патриархально-родовых. Система родства арабского типа.

Фольклор - поэтические сказания, песни, стихи, музыкальные произведения.

Источники:

  • Современная культура и быт народов Дагестана. - М., 1971.
  • Гаджиева С. Ш. Кумыки. - М., 1961.
  • Народы мира. Историко-этнографический справочник. - М., 1988.
  • Всесоюзная перепись населения 1989 года. Национальный состав населения по регионам России - Сайт "Демоскоп Weekly".
  • Всероссийская перепись населения 2002 года. Национальный состав населения по регионам России - Сайт "Демоскоп Weekly".
  • Веб-сайт Федеральной службы государственной статистики: "Итоги всероссийской переписи населения 2010 года".

Лента новостей

18 апреля 2019, 20:46

  • Дагестан и Чечня: спорные территории

    Территориальные споры между чеченцами и дагестанцами, имеющие давнюю историю, находятся в процессе демаркации границы между республиками. У местных и федеральных властей есть опасения, что события могут пойти по ингушскому сценарию, когда протесты вылились в многодневные митинги. Какие именно территории являются предметом споров, и в каких районах Чечни и Дагестана они расположены - разбирался "Кавказский узел".

07 марта 2019, 18:06

  • Мода на извинения: от Чечни до самых окраин

    Рамзан Кадыров открыл ящик Пандоры, дав начало практике принуждения к извинениям. Эта кампания вышла далеко за пределы Кавказа. Заявления публичных персон провоцируют травлю, в которой участвуют анонимы. Как это выстраивается в систему травли инакомыслящих, разбирался «Кавказский узел».

25 февраля 2019, 17:03

23 февраля 2019, 19:39

  • Мать уроженца Чечни просит спасти сына от пыток в СИЗО

    Выходец из Чечни Апти Акиев, который в настоящее время находится в следственном изоляторе в Омской области, подвергается пыткам. Силовики пытаются добиться признания, что ее сын был одним из организаторов беспорядков в колонии, рассказала мать заключенного Марет Акиева. Она обратилась за помощью к председателю Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека.

23 февраля 2019, 19:24

«Сафари по-сирийски» - рассказ бывшего боевика
«Сафари по-сирийски» — рассказ бывшего боевика. Полный текст интервью
Архив новостей