22 июля 2010, 09:40

Арцах

Слово «арцах» (дословно «солнечный лес») в армянском языке используется во многих значениях.

Но прежде всего - это название исторического региона (провинции Великой Армении) в междуречье рек Куры, Аракса и озера Севан в 1-2 столетии до н.э. Охватывает большую часть территории современного Нагорного Карабаха.

Впервые Арцах под названием «Уртехе» или «Уртехини» упоминается в клинописях урартского царя Сардура II (время правления 764-735 гг. до н. э.), найденных у села Цовк: «Выступил я (в поход) (и) завоевал страну Аркуки(в). Дошел (?) я до страны Уртехини». В XVII-XVI вв. до.н.э. на территории Армянского Нагорья упоминается государственное образование армян «Арматана», которое в XIV-XIII вв. до.н.э. именуется «Хайаса» (самоназвание армян – хай). Такие специалисты по истории кавказского региона, как Роберт Хьюсен и Камилла Тревер1 считают, что ранее эту область населяли иранские племена.

Великая Армения

Основатель армянский историографии, автор капитального труда «История Армении» Мовсес Хоренаци (V век) в своем сообщении косвенно указывает, что границы Армении доходили до реки Кура еще во время правления династии Ервантидов (VI – III вв. до.н.э.).

Знаменитый географ Клавдий Птолемей (I-II вв.н.э.) определял восточные границы Великой Армении, которые доходили от устья реки Куры до Каспийского моря. Его свидетельство подтверждает Плиний Старший (I в.н.э.) - автор знаменитого труда «Естественная история» (в котором использованы в большинстве своем не дошедшие до нас источники 327 греческих и 146 римских авторов). С начала II века до н. э. до 390-х годов н. э. Арцах находился в границах армянского государства Великая Армения (правители династия Арташесидов, затем Аршакидов). Северо-восточная граница этой державы, по свидетельству многих античных историков (Плутарх, Стефан Византийский, Луций Ампелий и др.), проходила по реке Куре.

Древние греки называли Арцах Орхистеной. Древнегреческий историк и географ Страбон (64/63 до н. э.-23/24 н. э.) упоминает Арцах как важный стратегический регион Армении, поставляющий в царскую армию лучших всадников. В 2006 году неподалеку от современного Агдама армянские археологи раскопали остатки цитадели и христианской базилики V-VI веков. Это руины города Тигранакерт, одного из четырех городов, названных в честь армянского царя Тиграна II Великого (правил в 95-55 гг. до н. э.).

Историк Мовсес Хоренаци свидетельствует, что Арцах входил в состав Армянского Царства уже в VI веке до н.э., когда династия Ервандуни (Ервандидов) утвердила свою власть над Армянским Нагорьем после распада государства Урарту.

Армянский историк V века Елишэ рассказывает, что после поражения в Аварайрском сражении  (451 год) многие, восставшие против персов, армяне бежали «в густые леса Арцаха».

В «Армянской Географии» (7 век) Арцах упоминается как 9-я из 15-ти провинций Великой Армении.

Агванкское Царство

После раздела Великой Армении между Римом и Сасанидской Персией (387 г. н.э.), правители Арцаха создали собственное армянское государство - Агванкское царство. Названо в честь Агванка - одного из правнуков патриарха Хайка Напета и праправнука праведного Ноя. У знаменитого историографа средневековья Матеоса Урхаеци (XI-XII вв.) имеется упоминание о «стране Агванк, которую называют глубинной Арменией». Агванкское царство контролировало обширную территорию, включающую предгорья Большого Кавказа и часть побережья Каспийского моря.

В V веке Агванкское царство становится одним из культурных центров. Согласно армянскому историку VII века Мовсесу Каганкатваци, автору «Истории Страны Агванк», в стране строилось большое количество церквей и школ. В монастыре Амарас, расположенном в юго-восточной части современного Нагорного Карабаха, создатель армянского алфавита Месроп Маштоц основал (ок. 410 г.) первую армянскую школу, откуда началось распространение армянской письменности.

Все топонимы и ойконимы территории «Глубинной Армении», упомянутые у средневековых авторов (Мовсес Каганкатваци и др.), исключительно армянские: «Мец кохманк», «Шикакар», «Джрвштик», «Чараберд», «Бердакур», «Бердзор», «Дастакерт», «Бердатехи» и т. д.

В V веке царь Агванка Вачаган II Благочестивый подписал Агвенскую Конституцию - самый древний сохранившийся армянский конституционный указ. Ованнес III Одзнеци, Католикос всех Армян (717-728 гг.), включил Агвенскую Конституцию в юридический сборник «Свод законов Армении».

В начале VII века в Арцахе и Утике правит персидский княжеский род Михранидов. После убийства последних представителей этой правящей династии Вараз-Трдата III и его сына Степаноса (821), власть над Арцахом снова переходит к армянским князьям.

К началу VIII века следует отнести первое упоминание об арцахском2 диалекте армянского языка. Поэт Давтак Кертох (VII век) создает шедевры армянской литературы.

В период феодальной раздробленности Агванкское царство распалось на несколько отдельных армянских княжеств, самыми значимыми из которых были Верхнехаченское (Атеркское) и Нижнехаченское княжества, а также княжества Ктиш-Бахк и Гардман-Парисос.

Хаченское княжество

С начала VIII века Арцах входит в арабское наместничество Арминия. Начиная с IX-X вв. Арцах именуется Хачен (от армянского «хач» - «крест»), по названию крепости-резиденции араншахского князя Сахла Смбатяна. В середине IX века на этой территории возникает феодальное княжество Хачен, населенное по преимуществу армянами. В конце IX столетия две ветви Араншахской династии образовали два небольших царства - в Дизаке и в Хачене.

С середины IX века Арцах вошел в состав армянского государства Багратидов. Собиратели армянских земель из династии Багратуни (Багратидов) в 885 г. восстановили независимое армянское государство. Столица город Ани. В XIII веке Великий Князь Асан Джалал Вахтангян (правил с 1214 до 1261 гг.) объединил все мелкие государства Арцаха в единое Хаченское Княжество. Это государство известно в истории также как Арцахское Царство. Арцах становится центром культуры. В 1238 году здесь построен всемирно известный Гандзасарский монастырь Святого Иоанна Крестителя. Обитель получила свое название от одноименной горы, богатой серебряными рудниками (по-армянски «гандз» - «сокровище», «сар» - «гора»).

Хаченское княжество постепенно слабело, вследствие нашествия татаро-монгольской орды, войск Тамерлана и нападений тюркских кочевников. Арцах формально стал частью Персидской Империи, но при этом своей автономии не потерял.

Карабах

Наименование «Карабах» (по-тюркски «Черный Сад») впервые упоминается в грузинской летописи XIV века «Картлис цховреба» (дословно «Жизнь грузин», «Житие Картлии»). Оно относилось к восточным окраинам Арцаха, которые периодически подвергались вторжению тюркских племен из Средней Азии. К этому времени Арцах распался на пять княжеств (меликств).

Термин «Карабах» имеет армянские корни. Происходит от княжества Бахк (Ктиш-Бахк), которое в период между X-XIII веками занимало южную часть областей Арцах и Сюник. Проникшие в Закавказье тюркские кочевые племена начали использовать термин «Карабах» по причине его фонетического (звукового) сходства с тюркским словом «кара» (черный) и персидским словом «бах» (сад).

Первым европейцем, побывавшим в Карабахе, был немец Иоганн (или Ганс) Шильтбергер (1380 - ум. после 1427). Здесь он провел зиму 1420 года. Впервые печатное издание его воспоминаний вышло в свет в Аугсбурге (1460). Первый русский перевод «Путешествие Ивана Шильтберхера по Европе, Азии и Африке с 1394 по 1427 г.» появился в 1866 году. Шильтбергер представляет молитву «Патер Ностер» («Отче Наш»), который его научили карабахские армяне. Этот текст является древнейшим печатным экземпляром на армянском языке. По свидетельству европейца, армяне проживали в Карабахе как в городах, так и в сельской местности.

С XV по XIX век власть в Арцахе принадлежала пяти объединенным армянским феодальным образованиям, известным как Пять Княжеств или Меликства Хамсы. Пять княжеств (меликств) - Хачен, Гюлистан, Джраберд, Варанда и Дизак - располагали собственными вооруженными силами. По свидетельствам российских и европейских дипломатов, военачальников и миссионеров (фельдмаршал А. В. Суворов, дипломат С. М. Броневский), совокупная мощь армянских войск Арцаха в ХVIII веке доходила до 30-40 тысяч пехотинцев и всадников.

С конца XVII до середины XVIII веков на территории Арцаха существовало армянское меликство Хамсы. Как сообщает историк Мирза Адигезаль-бек в «Карабах-наме», из правителей (меликов) Хамсы только Хаченские мелики родом из Карабаха. Святой Престол Гандзасара в XVIII веке стал религиозным центром всех армян. Позднее эта функция перешла к Эчмиадзину (исторический центр Армянской Апостольской Церкви). В это же время Карабах становится также одним из культурных центров тюркских племен Кавказа.

Из Гандзасара в 1701 году к Петру Первому от имени всех восточных армян с просьбой о принятии в российское подданство и о военной помощи в освобождении от персидско-турецкого ига обратился католикос Есаи Гасан-Джалалян.

В 1720-е годы, Пять Княжеств, под руководством духовных предводителей Святого Престола Гандзасара, возглавили крупномасштабное национально-освободительное движение, направленное на восстановление армянского государства при содействии России. В обращении к императору Павлу I армянские мелики Арцаха сообщали о своей стране как об «области Карабагской, яко едином остатке древния Армении, сохранявшем чрез многие веки независимость свою» и называли себя «князьями Великой Армении».

Фельдмаршал А. В. Суворов начинает один из своих рапортов со слов: «От великого армянского государства осталась после шаха Аббаса пред двумя веками самовластная провинция Карабаг».

После убийства Надир-шаха (1747) и ослабления центральной власти в Персии возникло самостоятельное Карабахское ханство, лишь номинально признававшее над собой власть персидских шахов. Карабах входит сначала в состав Гянджа-Карабахского беглярбекства, затем Гянджинского ханства (1747-1804).

Карабахское ханство

К середине XVIII века многолетняя борьба с османскими захватчиками разорила Арцах, а внутренние разногласия ослабили власть армянских князей. В результате туркам удалось продвинуться в горную часть Арцаха и провозгласить армяно-тюркское Карабахское ханство (1747), которое просуществовало чуть более 40 лет.

Сначала Карабахское ханство было присоединено к Российской Империи по Кюрекчайскому договору (1805). 24 октября 1813 года в селении Гюлистан (Карабах) между Россией и Персией был заключен Гюлистанский мирный договор, согласно которому подтверждался переход Карабахского ханства в российское подданство. Это положение нашло свою окончательную формулировку в Туркманчайском трактате или договоре (22 февраля 1828).

Фактически Карабахское ханство было упразднено еще в 1822 году и стало российской провинцией. Все три представителя династии карабахских ханов (Панах-Али, его сын Ибрагим-Халил и внук Мехти-Кули) погибли насильственной смертью от рук персов, армян и русских.

Присоединение Закавказья к Российской империи происходило в несколько этапов: частично во время войн с Персией (1804-1813 гг.), частично с Турцией (1806-1812 гг.). При включении Закавказья в состав России, Арцах поделили между Эриваньской и Елизаветпольской губерниями.

После принятия новой Советской конституции (1936) Арцах/Карабах был переименован в Нагорно-Карабахскую автономную область (НКАО). Это послужило основанием будущего вооруженного конфликта, который произошел между независимыми Арменией и Азербайджаном в 1991-1994 гг.

Нагорно-Карабахская Республика

Нагорно-Карабахская Республика (НКР) была провозглашена в 1991 году.

Нагорный Карабах является президентской республикой, в которой проживает приблизительно 144 тысячи человек. Главным законодательным и представительным органом республики является Национальное Собрание. Третий президент республики Бако Саакян (избран 19 июля 2007 г.). Предыдущий президент Аркадий Гукасян (1997-2007).

Министерство иностранных дел Нагорного Карабаха имеет свои представительства в Австралии, Германии, Ливане, России, Соединенных Штатах и Франции. НКР поддерживает близкие экономические и военные отношения с Республикой Армения. В республике существует боеспособная Армия Обороны Нагорного Карабаха.

  1. К.В.Тревер. Очерки по истории и культуре Кавказской Албании IV в. до н. э. - VII в. н. э. Издание Академии наук СССР, М.-Л., 1959
  2. Н.Адонц. «Дионисий Фракийский и армянские толкователи», Пг., 1915

Лента новостей

25 апреля 2019, 05:48

18 апреля 2019, 20:46

  • Дагестан и Чечня: спорные территории

    Территориальные споры между чеченцами и дагестанцами, имеющие давнюю историю, находятся в процессе демаркации границы между республиками. У местных и федеральных властей есть опасения, что события могут пойти по ингушскому сценарию, когда протесты вылились в многодневные митинги. Какие именно территории являются предметом споров, и в каких районах Чечни и Дагестана они расположены - разбирался "Кавказский узел".

07 марта 2019, 18:06

  • Мода на извинения: от Чечни до самых окраин

    Рамзан Кадыров открыл ящик Пандоры, дав начало практике принуждения к извинениям. Эта кампания вышла далеко за пределы Кавказа. Заявления публичных персон провоцируют травлю, в которой участвуют анонимы. Как это выстраивается в систему травли инакомыслящих, разбирался «Кавказский узел».

25 февраля 2019, 17:03

23 февраля 2019, 19:39

  • Мать уроженца Чечни просит спасти сына от пыток в СИЗО

    Тумсо Абдурахманов, бывший сотрудник госкомпании "Электросвязь", после конфликта с близким родственником Рамзана Кадырова подвергся преследованиям и бежал из России. Тумсо начал выкладывать в Интернет видео с резкой критикой ситуации в Чечне, чем привлек внимание не только сотен тысяч зрителей, но и чеченских властей. В условиях удушения свободы слова на родине эмигранту Абдурахманову удалось небывалое — вызвать кадыровцев на публичный диалог. О Тумсо заговорили не только в Чечне.

«Сафари по-сирийски» - рассказ бывшего боевика
«Сафари по-сирийски» — рассказ бывшего боевика. Полный текст интервью
Архив новостей