06 августа 2010, 03:16

Кабарда

Государство на Северном Кавказе. Кабарда стала самостоятельным государством в 15 веке при распаде державы легендарного Инала - патриарха всех черкесских княжеских родов (Иналидов). По другим источникам, кабардинские князья - потомки арабов, изгнанные из Крыма. Кабардинские князья пришли на Кавказ из Крыма в 15 веке и покорили часть Черкесии, узурпировав права шапсугов, абазов, натухаевцев.

История

Кабардинцы (Кабардей) населяют Большую и Малую Кабарду, куда они, по преданиям, в незапамятные времена переселились с восточных берегов Черного моря под предводительством некоего Кабарды Тамбиева. Предания Кабардинцев упоминают и об императоре Юстиниане I распространившем среди них христианскую веру, которая господствовала в Кабарде до начала 18 века. Император предпринимал серьезные попытки христианизировать прибрежных черкесов, в особенности абхазцев.

Дальнейшая история кабардинцев представляет собой борьбу между влияниями отдаленной Москвы и более близкого Крыма, закончившуюся водворением среди кабардинцев ислама, под влиянием которого сложилась легенда об арабском происхождении родоначальника кабардинцев - Инала.

В ноябре 1552 г., как свидетельствует источники, прибыли в Москву «черкесские государи князи - князь Магаушко с братьею и с людьми – просить царя Ивана Грозного, чтобы он вступился за них... Они были от Черкесии Пятигорской». На рубеже 15-16 вв. от Кабарды обособились Бесленей в восточном Закубанье и Джыляхстаней в Терско-Сунженском междуречье.

В 1650-х годах Россия покорила Казанское и Астраханское ханства и вышла к Каспийскому морю. В 1557 году - при правителе Темрюке - под покровительство Русского государства добровольно перешла Кабарда. Вскоре Иван IV Грозный женился на кабардинской принцессе из дома Идархэ Гуашеней (в крещении получила имя Мария Темрюковна), дочери пщышхуэ (великого князя) Кабарды Идарокуэ Кемыргокуэпща (Темрюка Идарова). Потомки этого дома положили начало русским и польским фамилиям князей Черкасских.

Иерархи Грузинской православной церкви при поддержке Святейшего синода основали в 1744 г. в Малой Кабарде Осетинское подворье. Тут построили храм и собирались открыть приходскую школу, которая так и не была открыта. Грузинские священнослужители торговали с мусульманами Большой Кабарды, которым продавали привозившуюся из Кизляра рыбу и другие товары. В 1769 г. турки убили архимандрита подворья в Грузии и подговорили кабардинцев разгромить подворье.

В 1763 году военные власти Российской империи приступили к строительству в Большой Кабарде важной стратегической крепости Моздок, начатого по указу Сената 9 октября 1762 года. Это вызвало недовольство Османской империи и Крымского ханства, но еще более задевало интересы кабардинских князей, которые считали своей собственностью земли, на которых были возведены Моздокские укрепления. Из-за бегства в Моздок их крепостных усиливалась враждебность представителей кабардинской элиты. В 1764 году кабардинская знать отправила миссию в Петербург в составе Кайтуко Кайсакова и Кудеметова с целью добиться срытия укреплений Моздока. Российское правительство отвергло их требования, но делегатам была выдана значительная сумма денег для раздачи кабардинским феодалам. Кабардинские князья деньги принять отказались. Борьба вокруг Моздока стала одной из причин новой русско-турецкой войны (1768-1774).

В 1764 г. императрица Екатерина организовала под эгидой Астраханского губернатора и коменданта Кизляра Моздокскую духовную осетинскую школу для новокрещенных горцев. В 1771 г. кавказскую комиссию преобразовали в Осетинскую духовную комиссию (иногда её по месту создания называют Моздокской). В 1792 г. в центре миссии, в Моздоке, была основана кафедра епископа Моздокского и Мажарского.

После первых неудачных для них стычек небольшая группа кабардинских князей в 1767 г. переселилась в верховья Кумы, поближе к закубанским черкесам, с которыми они заключили союз. Русский генерал де Медем возглавил Закубанский поход, в котором участвовали горцы Дагестана, Ингушетии и Чечни. Шеститысячная конница крымского хана, шедшая на подмогу закубанцам, была уничтожена калмыками в июне 1769 года. В августе 1769 г. все «кабардинские владетели» признали сюзеренитет России и вернулись в свои родовые поместья.

Отчаянные попытки завладеть Кабардой предпринимали Порта и Крым. К османо-крымским войскам примкнула часть кабардинской знати. 3 июня 1774 г. в сражении под Моздоком союзники были разгромлены русскими войсками. 

Русско-турецкая война 1768-1774 гг., начатая Турцией под влиянием Франции, закончилась её полным разгромом и окончательно изменила расстановку сил в регионе в пользу России. Большая Кабарда вошла в состав Российской империи в 1774 году. Завоевание Кабарды и ее присоединение к России по Кучук-Кайнарджийскому миру (10 июня 1774 г.) трактовалось в Большой Советской Энциклопедии (1953) как «возвращение России оторгнутой от нее Кабарды». Поскольку Большая и Малая Кабарда юридически закреплялись за Россией, империя могла также признать в российском подданстве тех мусульман Северного Кавказа, которые до того находились в вассальной зависимости от кабардинских князей.

Крупную роль в исламизации Чечни, Ингушетии, Кабарды и Черкесии сыграл чеченец шейх Мансур. Накануне очередной русско-турецкой войны 1787-1791 гг. Большая и Малая Кабарда отложились от России и послали свои отряды Мансуру. Летом 1785 г. его армия осадила Кизляр, но была разбита. В 1788 году он воевал в Малой Кабарде. Неудачи преследовали этого незаурядного оратора, но плохого полководца. Шейх Мансур предложил туркам действовать совместно против русских войск генерала Гудовича. 22 мая 1791 года Мансур был взят в плен у стен крепости Анапа и заключен в Шлиссельбургскую крепость, где вскоре умер.

Российское правительство пыталось противопоставить мусульманскому повстанчеству на границах империи лояльных России представителей мусульманской духовной элиты. В основном оно рассчитывало на мусульман из Поволжья. При Екатерине II для переговоров с кабардинскими князьями был вызван из Казани Тажетдин-эфенди.

В 1811 году в Петербург прибыла депутация кабардинцев с изъявлением покорности и с просьбой о подтверждении прав и привилегий, дарованных кабардинскому народу императрицей Екатериной II в грамоте от 1771 г. Ответная грамота была вручена депутации 20 января 1812 года. В ней подтверждались указанные привилегии и в знак «особого расположения» правительства кабардинцам было даровано право, как и всем другим кавказцам, создать особую гвардию из их аристократии на тех же началах, что и лейб-гвардейские русские полки.

На «Карте Кавказского края с обозначением политических границ конца XVIII в., составленной Канцелярией наместника его императорского величества на Кавказе, Тифлис, 1915», время присоединения Кабарды указано «1822». А на географической карте «Российская империя с 1801 по 1861 гг. (европейская часть), издание Главного Управления геодезии и картографии при Совете Министров СССР, Москва, 1950» - «1825». По мнению историка Рамазан Трахо, такие разногласия свидетельствуют, что «фактически никогда не было добровольного присоединения. Имеются и другие даты, как, например, «1846», как утверждают некоторые ученые, а еще раньше, как, например, «1812», когда кабардинская делегация в Петербурге получила подтверждение грамоты Екатерины II 1771 г.».

Вошедшую в состав Российской империи Кабарду переименовали в Кабардинский (Нальчикский) округ Терской области. Не желавшие покориться кабардинцы организовали в Закубанье «Хажретову Кабарду» («Беглую Кабарду»), продолжив сопротивление до 1860-х гг.

В 1840 году секретарь Кабардинского временного суда Якуб Шарданов просил командующего русскими войсками генерала Грабе прислать на Кавказ «просвещенных и благонамеренных мулл», преимущественно уроженцев Казани и Бухары, «дабы на месте и открыто в мечетях могли они уличить Шамиля и его последователей в лживом толковании Алкорана». Проекту Шарданова ходу не дали, но в 1845 г. наместник Кавказский М.С. Воронцов отправил в Чечню против Шамиля пророссийски настроенного крымского кади Эскер-сеид Халиля эфенди, а в 1852 г. пригласил 10 улемов из Оренбургского муфтията для противодействия проповедникам газавата.

Территория и население

Голландский дипломат Николай Витсен в 1692 году засвидетельствовал: «Кабарда - небольшая черкесская область. Пятигорские черкесы редко приходят в долину, так как это горное племя, и они называются черкесами пяти гор; если за ними погоня, они отступают в неприступные горы, где дороги очень узки, так что они могут перебить врагов, поднимающихся к ним наверх. Черкесы, в особенности пятигорские, не хотят, чтобы их считали за татар». «Горскими татарами» тогда называли балкарцев.

Российский академик И.А.Гюльденштедт, изучавший Кавказ в 1770-1773 гг., написал: «Округи Черкесии: Большая и Малая Кабарда, занимающая долины при северной горной подошве и на Передовом хребте от верхней Кубани, к западу до самой Сунджи и разделяемые впадающим в Терек Аргуданом; Безлень, при Улу-Лабь; Темиргой, обширный округ; Мамшах; Абазех; Бшедух; Гатукей и Бшанер». Он же описывает Базианию (Балкарию) отдельно от Черкесии, состоящую из шести округов: Малкъар; Безенги; Хулам; Чегем; Карачай; Баксан.

Кабарда - один из восьми округов Черкесии, граничившей с Базианией (Балкарией), имевшей свои шесть округов. А Базиания, по Гюльденштедту, «занимает часть высокого снежного хребта около Малки, Терека, Аргудана до самой Кубани и граничит к востоку с Осетинской областью, к югу с Грузией и именно с Имеретской и Сванетской провинциями, к западу с Абхазией, а к северу с Черкесией. Обитатели несомненно татарского происхождения».

Доктор медицины и дипломат Якоб Рейнеггс в 1796 году записал: «Местность, известная под названием Большая Кабарда, граничит на востоке с горами Баксана и рекой того же имени; на севере граница идет по правому берегу реки Малка; на западе - Карачаевскими горами, а на северо-западе рекой Кубань; на юге она оканчивается у подножия Кавказских гор, где живут некоторые татарские племена, именно: племя Балкар, состоящее из тысячи семейств; к востоку от них племя Биссинги, состоящее из трехсот очагов; к западу на реке Черек лежат 114 домов племени Шакмана (холамцы); еще западнее, на реке Чегем, племя Чегем с 400 домами. Еще дальше бедное племя Оруспи, насчитывающее 160 душ и обитающее в горах Баксана».

В 1794 году российский академик П.С. Паллас отметил: «Абазы (в т.ч. шапсуги, натухаевцы) были христиане. Их обычаи, одежда, образ жизни похожи на черкесские. Право кабардинцев на этот народ основано на настоящей узурпации. Кабардинцы считают себя по происхождению арабами». Другой российский академик Генрих-Юлиус Клапрот в 1812 году утверждал: «Кесех или казах - это имя, которое черкесам дают их соседи осетины. И так как Казахию византийских историков следует искать по нижнему течению Кубани в местностях, населенных черкесами, то это утверждение осетин в какой-то мере оправдано. Это утверждение, предполагает, что черкесская нация до прихода кабардинских князей из Крыма называла себя казахами. Черкесы были распространены раньше больше на север, и их пастбища простирались до Кумы. Райнеггс и Паллас придерживаются того мнения, что эта нация, первоначально населявшая Крым, была оттуда изгнана в места их теперешнего поселения».

Академик Г.-Ю. Клапрот считал: «Имя Басиан произошло от их знаменитого предка. Раньше они жили в степях реки Кумы; их столица была Маджары. В результате войн они отступили в теперешние свои места, и по имени реки Малка, где остановилась часть из них, назвались малкары или балкары. В 1207 году их подчинила себе грузинская царица Тамара, насаждавшая среди них христианство, следы которого остались до настоящего времени. Освободившиеся от грузин балкары подпали под господство кабардинцев. Они зависят преимущественно от двух кабардинских княжеских фамилий: Кургок и Кайтук».

Генерал-лейтенант Генштаба России И. Ф. Бларамберг в многотомном описании Кавказа свидетельствовал: «Издревле Кабарду населяли басианцы и карачаевцы; преследуемые черкесами, они вынуждены были искать убежища в высоких, труднодоступных и покрытых снегом горах Кавказа, где они осели и все еще остаются данниками своих извечных преследователей» (1835). «Князья Большой Кабарды, видимо, по праву завоевателей считают эти три племени (карачаевцы, балкарцы и чегемы) своими подданными и в силу их зависимого положения требуют с них по одной овце с каждой семьи ежегодно». По данным Бларамберга, население черкесских народов составляло: шапсугов – 200 000 чел., абадзехов – 160 000, натухайцев – 60 000, бесленеевцев – 25 000, темиргоевцев -15 000. Население Кабарды: «Большая – 24 000 чел., Малая – 6 000, Чегемы – 2 000, Балкарцы – 4 000, Карачаевцы – 24 000».

Большая и Малая Кабарда в 19 веке занимала западную часть Терской области. Большая Кабарда входила в Нальчикский округ, а Малая - в состав Сунженского отдела. Большая Кабарда начиналась от верховьев Малки  и доходила по Джинальскому хребту до соединения реки Малки с Тереком; на юге граничила с Черными и Кабардинскими горами, а на востоке, переходя через линию Ростово-Владикавказской ж. д., достигала пределов Малой Кабарды.

Малая Кабарда находилась в угле, образуемом течением реки Терек, некогда она достигала до устьев реки Сунжи. В 1890 году на этих территориях проживало 70 183 человек.

Жители занимались пчеловодством и кабардинский мед очень ценился. В 1891 году у кабардинцев было до 20 700 ульев, а в 1890 году всего 13 800. Лесным промыслом занималось до 1 500 кабардинских семейств. Они обделывали бревна, выделывали трости и другие деревянные изделия. Производством бурок занималось около 1 200 семейств. Промысел этот развит в Большой Кабарде, в селении по рекам Баксан и Чегем. Славились атажукинские бурки. Было развито седельное производство. В каждом ауле и селении были мастера, делающие ногайки. Столицей Кабарды считался Нальчик, потому что здесь была горская школа.

Источники:

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона; «Северный Кавказ в составе Российской империи». Серия Historia Rossica. НЛО. 2007; Далхат Таумурзаев, Оюс Гуртуев. «Где страна Кабарда?»; Рамазан Трахо. «Черкесы»; Е. Д. Максимов, И. А. Вертепов. «Туземцы Северного Кавказа: Сборник материалов для описания мест и племен Кавказа».

Лента новостей

23 апреля 2019, 00:00

  • asfd

    Conflict_victims_North_Caucasus

18 апреля 2019, 20:46

  • Дагестан и Чечня: спорные территории

    Территориальные споры между чеченцами и дагестанцами, имеющие давнюю историю, находятся в процессе демаркации границы между республиками. У местных и федеральных властей есть опасения, что события могут пойти по ингушскому сценарию, когда протесты вылились в многодневные митинги. Какие именно территории являются предметом споров, и в каких районах Чечни и Дагестана они расположены - разбирался "Кавказский узел".

07 марта 2019, 18:06

  • Мода на извинения: от Чечни до самых окраин

    Рамзан Кадыров открыл ящик Пандоры, дав начало практике принуждения к извинениям. Эта кампания вышла далеко за пределы Кавказа. Заявления публичных персон провоцируют травлю, в которой участвуют анонимы. Как это выстраивается в систему травли инакомыслящих, разбирался «Кавказский узел».

25 февраля 2019, 17:03

23 февраля 2019, 19:39

  • Мать уроженца Чечни просит спасти сына от пыток в СИЗО

    Выходец из Чечни Апти Акиев, который в настоящее время находится в следственном изоляторе в Омской области, подвергается пыткам. Силовики пытаются добиться признания, что ее сын был одним из организаторов беспорядков в колонии, рассказала мать заключенного Марет Акиева. Она обратилась за помощью к председателю Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека.

Новости

Все новости

«Сафари по-сирийски» - рассказ бывшего боевика
«Сафари по-сирийски» — рассказ бывшего боевика. Полный текст интервью
Архив новостей