24 июля 2012, 17:40

Решение Трусовского районного суда г. Астрахани об отказе в иске О. Шеина о признании недействительными итогов выборов мэра г. Астрахань 4 марта 2012 г.

18 июля 2012 года Трусовский районный суд  Астрахани завершил рассмотрение гражданского дела по заявлению Шеина Олега Васильевича.

Решением суда в удовлетворении Шеина О.В. о признании незаконными и отмене решений от итогах голосования по досрочным выборам Главы муниципального образования "Город Астрахань" 4 марта 2012 г. участковых избирательных комиссий избирательных участков №№ 536-541, 544-553, 555-564, 566-570, 572-581, 583-584, признании незаконными и отмене протокола территориальной избирательной комиссии Трусовского района г.Астрахани об итогах голосования по выборам Главы муниципального образования "Город Астрахань", сводной таблицы территориальной избирательной комиссии Трусовского района г.Астрахани об итогах голосования по выборам Главы муниципального образования "Город Астрахань" отказано в полном объеме.

"Кавказский узел" публикует полный текст решения Трусовского районного суда г. Астрахани.

Именем Российской Федерации

18 июля 2012 года

г. Астрахань

Трусовский районный суд г.Астрахани в составе:
Председательствующего судьи Кривошеевой О.В.
При секретаре Кожановой Н.В.
С участием старших помощников прокурора Трусовского района г.Астрахани Тулеевой С.Р., Лялина А.А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Шеина Олега Васильевича о признании незаконными и отмене решений от итогах голосования по досрочным выборам Главы муниципального образования "Город Астрахань" участковых избирательных комиссий Трусовского района г.Астрахани, признании незаконными и отмене протокола и сводной таблицы территориальной избирательной комиссии Трусовского района г. Астрахани об итогах голосования по выборам Главы муниципального образования "Город Астрахань"

установил:

Шеин О.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконными и отмене решений об итогах голосования по досрочным выборам главы муниципального образования "Город Астрахань" 4 марта 2012 года участковых избирательных комиссий избирательных участков №№ 536-541, 544-553, 555-564, 556-570, 572-581, 583-584, Трусовского района города Астрахани, протокола и сводной таблицы территориальной избирательной комиссии Трусовского района г.Астрахани об итогах голосования по выборам главы муниципального образования "Город Астрахань", указав, что в ходе избирательной компании и при подведении итогов голосования были допущены существенные нарушения требований избирательного законодательства, влекущие отмену вышеуказанных решений, протокола и сводной таблицы, а именно: на указанных избирательных участках перестановка столов под вэб-камеру №2 не осуществлялась; члены комиссий с правом совещательного голоса и наблюдатели располагались перед столами, на которых проводился подсчет голосов, на расстоянии не позволяющем видеть отметки на бюллетенях, проставленных за кандидатов; разложение избирательных бюллетеней осуществлялось без показа отметки за кандидата; количество разложенных избирательных бюллетеней по стопкам за кандидатов считалось только председателями участковых избирательных комиссий; в возможности убедиться в правильности подсчета разложенных избирательных бюллетеней членами комиссии с правом решающего и совещательного голоса отказывалось.

В территориальную избирательную комиссию Трусовского района города Астрахани председатели вышеуказанных участковых избирательных комиссий представили искаженные, не соответствующие действительности результатам подсчета голосов данные об итогах голосования. Указанное обстоятельство привело к формированию неверных суммарных сведений об итогах голосования по территории Трусовского района города Астрахани и формированию неверного результата в целом по единому избирательному округу города Астрахани за счет искажения распределения голосов между кандидатами. Искаженные сводные данные об итогах голосования были также в доступный для всеобщего сведения сегмент Государственной автоматизированной системы "Выборы".

Кроме того, в нарушение положений ст. 22 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в составе участковых избирательных комиссий расположенных на территории Трусовского района г.Астрахани №№ 549, 551, 568, 574 количество государственных или муниципальных служащих превысило установленную законом норму в 50% от общего количества членов комиссии.

Кроме того, по имеющейся информации, порядок выдвижения членов участковых избирательных комиссий избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, предусмотренный пунктом 4 статьи 27 Федерального закона от 12 июня 2002 г № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", грубым образом нарушен.

Просил суд признать незаконными и отменить решения об итогах голосования по досрочным выборам главы муниципального образования "Город Астрахань" 4 марта 2012 года участковых избирательных комиссий избирательных участков №№ 536-541, 544-553, 555-564, 556-570, 572-581, 583-584.

Впоследствии требования уточнил, просил признать незаконными и отменить решения об  итогах голосования по досрочным выборам муниципального образования "Город Астрахань" 4 марта 2012 г. участковых избирательных комиссий №№ 536-541, 544-553, 555-564, 566-570, 572-581, 583-584. Признать незаконными и отменить протокол территориальной избирательной комиссии Трусовского района г.Астрахани об итогах голосования по выборам главы муниципального образования "Город Астрахань" и сводную таблицу территориальной избирательной комиссии Трусовского района г. Астрахани об итога голосования по выборам главы муниципального образования "Город Астрахань".

В судебном заседании представитель заявителя Нестеренко А.И. действующий на основании доверенности, требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении. Попросил суд удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

Представители избирательной комиссии муниципального образования "Город Астрахань" Литягина Е.В., Бровкина О.В., Бирюлев О.В., с заявленным требованиями не согласились, пояснив, что имевшее место отдельные процедурные нарушения порядки подсчета голосов участковыми избирательными комиссиями не повлияли на выявление действительной воли избирателей. Жалоб на нарушения порядка подсчета голосов в избирательную комиссию муниципального образования "Город Астрахань" не поступало. Случаев повторного ввода данных в ГАС "Выборы" не было.

Представитель территориальной избирательной комиссии Трусовского района г.Астрахани Воробьев С.В. с заявленными требованиями не согласился, пояснив, что протокол и сводная таблица территориальной избирательной комиссии Трусовского района г.Астрахани об итогах голосования по выборам главы муниципального образования "Город Астрахань" от 05.03.2012 составлены в соответствии с требованиями частей 1 и 2 статьи 6 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и ст. 84 Закона Астраханской области "О выборах в органы местного самоуправления в Астраханской области на основании данных протоколов участковых избирательных комиссий после предварительной проверки правильности их составления путем суммированного содержания в них данных. Протокол и сводная таблица территориальной избирательной комиссии Трусовского района г. Астрахани об итогах голосования по выборам главы муниципального образования "Город Астрахань" от 05.03.2012 подписаны десятью членами избирательной комиссии из одиннадцати. Состав участковых избирательных комиссий, указанных заявителем, а именно 549,551,568,569,574 как и остальных 44 комиссий на территории Трусовского района г.Астрахани соответствует требованиям пункта стать 22 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, поскольку государственные и муниципальные служащие не составляют более одной второй от общего числа членов комиссии. Просил суд отказать в удовлетворении заявленных требований.

Представитель мэра г.Астрахани в судебное заседание не явился, извещен о слушании дела надлежащим образом, представил заявление, в котором просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав представленные доказательства, заслушав заключение прокурора об отказе в удовлетворении заявления, суд не находит оснований для удовлетворения для удовлетворения заявленных требований.

Решение Городской Думы муниципального образования "Город Астрахань" от 28.122011 № 267 "О назначении досрочных выборов Главы образования "город Астрахань" на 4 марта 2012 года назначены досрочные выборы Главы муниципального образования "Город Астрахань" . Решение о назначении выборов опубликовано в газете "Горожанин от 29.12.2011 № 51.

Кандидатами на должность Главы муниципального образования "Город Астрахань" избирательной комиссией муниципального образования "Город Астрахань" было зарегистрировано 5 кандидатов, в том числе: Викторов Геннадий Иванович, выдвинутый Астраханским областным отделением политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации"; Лебедев Данила Александрович, выдвинутый в порядке самовыдвижения; Старовойтов Александр Сергеевич, выдвинутый Астраханским областным отделением политической партии "Либерально-демократическая партия России; Столяров Михаил Николаевич, выдвинутый Астраханским региональным отделением Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", и Шеин Олег Васильевич, выдвинутый Местным отделением политической партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в городе Астрахани.

Подготовка и организация досрочных выборов главы муниципального образования "Город Астрахань" возложена на избирательную комиссию муниципального образования "Город Астрахань", сформированную 11.06.2008 решением Городской Думы муниципального образования "Город Астрахань" с дополнениями от 20.06.2008 №96 и от 03.02.2009 №3.

Постановлением избирательной комиссии муниципального образования "Город Астрахань" от 05.03.2012 № 67\519-5 досрочные выборы Главы муниципального образования "город Астрахань" признаны состоявшимися и действительными. Главой муниципального образования "Город Астрахань" избран Столяров Михаил Николаевич, получивший 124 763 голоса избирателей (60,00% от числа избирателей, принявших участие в голосовании). Шеин О.В. получил 62 299 голосов избирателей (29,96 % от числа избирателей, принявших участие в голосовании).

Результаты досрочных выборов Главы муниципального образования "Город Астрахань" опубликованы в Городском информационном бюллетене "Плюс четыре" от 07.03.2012 №13.

Территориальная избирательная комиссия Трусовского района города Астрахань сформирована постановлением избирательной комиссии Астраханской области от 15.12.2010 года №132\712-4, состоит из 11 членов комиссии с правом решающего голоса. В составе комиссии – представители 4-х парламентских партий. Председателем комиссии назначена Митрофанова О.Н.

12.02.2012 Территориальная избирательной комиссией Трусовского района города Астрахань приняты постановления о формировании участковых избирательных комиссий избирательных участков №№ 536, 537, 538, 539, 540, 541, 542, 543, 544, 545, 546, 547, 548, 549,550, 551, 552, 553, 554, 555, 556, 557, 558, 559, 560, 561, 562, 563, 564, 565, 566, 567, 568, 569, 570, 571, 572, 573, 574, 575, 576, 577, 578, 579, 580, 581, 582, 583, 584.

В организации и проведении досрочных выборов мэра города Астрахани на территории Трусовского района г.Астрахани было задействовано 49 участковых избирательных комиссий.

Участие в голосовании на досрочных выборах главы муниципального образования "Город Астрахань" на территории Трусовского района г.Астрахани приняли 44710 избирателей, что составляет 54,06% от числа избирателей, включенных в списки избирателей на 49 избирательных участках, расположенных в Трусовском районе г.Астрахани. Из итогового протокола территориальная избирательной комиссией Трусовского района г.Астрахань от 05.03.2012 года следует, что Столяров М.Н. получил 27 611 голосов избирателей (61,76% от числа избирателей по Трусовскому району г.Астрахани, принявших участие в голосовании), Шеин О.В. получил 12 937 голосов избирателей (28,94% от числа избирателей по Трусовскому району г.Астрахани, принявших участие в голосовании).

Протокол территориальной избирательной комиссии Трусовского района г.Астрахани об итогах голосования по выборам главы муниципального образования "Город Астрахань" от 05.03.2012 года подписан десятью членами избирательной комиссии из одиннадцати, один член комиссии Слащева М.В., предложенная для включения в состав комиссии Политической партией СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ приложила к протоколу особое мнение, о чем в протоколе сделана соответствующая запись. Таким образом, установленная законом процедура определения и оформления результатов выборов территориальной избирательной комиссии Трусовского района г.Астрахани соблюдена.

При вводе данных, содержащихся в протоколах участковых избирательных комиссий об итогах голосования на выборах Главы муниципального образования "Город Астрахань", в ГАС "Выборы" случаев повторного ввода данных протоколов не было.

Из реестра учета жалоб (заявлений) обращений о нарушениях Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Закона Астраханской области "О выборах в органы местного самоуправления в Астраханской области" территориальной избирательной комиссии следует, что жалобы (заявления) о нарушениях при голосовании и подсчете голосов избирателей не поступали.

В соответствии с требованиями п.2 ст. 27 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" полномочия участковой избирательной комиссии прекращаются через десять дней со дня официального опубликования результатов выборов, если в адрес вышестоящей комиссии не поступили жалобы, протесты на действия (бездействие) данной комиссии, в результате которых был нарушен порядок голосования и подсчета голосов, и если по данным фактам не ведется судебное разбирательство. В случае обжалования или опротестования итогов голосования полномочия участковой избирательной комиссии прекращаются после вынесения окончательного решения по существу жалобы, протеста вышестоящей комиссией или судом.

Полномочия участковых избирательных комиссий прекращены с 17 марта 2012 года, поскольку жалоб в территориальную избирательную комиссию на действия (бездействие) участковых избирательных комиссий в период их полномочия не поступало.

Заявитель, оспаривая результаты выборов, ссылается на то, что при подведении итогов голосования участковыми избирательными комиссиями допущены нарушения избирательного законодательства, которые существенно повлияли на результаты волеизъявления граждан и не позволили выявить действительную волю избирателей.
В соответствии с частью 2 статьи 32 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а так же участвовать в референдуме.

Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 67 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" определены принципы проведения в Российской Федерации выборов и референдума, а так же закреплены основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации. Порядок подсчета голосов избирателей и составления протокола об итогах голосования участковой комиссии установлен статьей 68 указанного Федерального закона.

В соответствии с пунктом 3 ст. 77 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" суд может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования в случае нарушения правил порядка голосования и подсчета голосов, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей. Согласно пункту 6 ст. 77 Федерального закона отмена судом решения о результатах выборов в случае, если допущенные нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, влечет признание результатов выборов по данному избирательному округу недействительными.

Аналогичные основания для отмены решения избирательной комиссии об итогах голосования либо о результатах соответствующих выборов, признании выборов несостоявшимися установлены ч.5 ст. 97 Закона Астраханской области от 02.03.2009 № 9\2009-ОЗ "О выборах в органы местного самоуправления в Астраханской области".

Согласно ст.259 ГПК РФ избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательных комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.

В соответствии со ст. 261 ГПК РФ суд признает оспариваемое решение или действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица незаконным, если установлена обосновательность заявления, обязывает удовлетворить требования заявителя либо иным путем восстанавливает в полном объеме его нарушенные избирательные права или право на участие в референдуме.

Исследовав предоставленные доказательства и проверив доводы заявителя, суд приходит к выводу, что при проведении досрочных выборов главы муниципального образования "Город Астрахань" и определении итогов голосования участковыми избирательными комиссиями избирательных участков №№ 563-541, 544-553, 555-564, 566-570, 572-581, 583-584, нарушений избирательного законодательства, которые не позволяют выявить волю избирателей не допущено.

Заявителем указаны следующие допущенные, по его мнению, нарушения избирательного законодательства участковыми избирательными комиссиями №№ 563-541, 544-553, 555-564, 566-570, 572-581, 583-584, а именно: перестановка столов под вэб-камеру № 2 не осуществлялась; члены комиссий с правом совещательного голоса и наблюдатели располагались перед столами, на которых проводился подсчет голосов, на расстоянии, не позволяющем видеть отметки в бюллетенях, проставленные за кандидатов; разложение избирательных бюллетеней осуществлялась без показа отметки за кандидата;  количество разложенных избирательных бюллетеней по стопкам кандидатов, считались только председателями участковых избирательных комиссий; в возможности убедиться в правильности подсчета разложенных избирательных бюллетеней членами комиссии с правом решающего и совещательного голоса отказывалось.

Согласно нормам статьи 68 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", подсчет голосов избирателей, участников референдума осуществляется открыто и гласно с оглашением и соответствующим оформлением в увеличенной форме протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету бюллетеней и голосов избирателей, участников референдума членами участковой комиссии с правом решающего голоса.

При непосредственном подсчете голосов избирателей, участников референдума вправе присутствовать члены участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели, иные лица, указанные в пункте 3 статьи 30 Федерального закона.

Непосредственный подсчет голосов избирателей, участников референдума производится в специально отведенных местах, оборудованных таким образом, что бы к ним был обеспечен доступ членов комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса. Лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов, должен быть обеспечен полный обзор действий членов комиссии.

Члены участковой комиссии сортируют бюллетени, извлеченные из переносных и стационарных ящиков для голосования, по голосам, поданным за каждого из кандидатов, одновременно отделяются бюллетени неустановленной формы и недействительные бюллетени. При сортировке бюллетеней члены участковой комиссии с правом решающего голоса оглашают содержащиеся в каждом из них отметки избирателя, участника референдума и представляют бюллетени для визуального контроля всем лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов. Одновременное оглашение содержания двух и более бюллетеней не допускается.

После этого проводится подсчет рассортированных бюллетеней установленной формы в каждой пачке отдельно по каждому кандидату, списку кандидатов. При этом бюллетени подсчитываются путем перекладывания их по одному из одной пачку в другую путем перекладывания их по одному из одной пачки в другую таким образом, что бы лица, присутствующие при подсчете, могли увидеть отметку избирателя, участника референдума в каждом бюллетене. Одновременный подсчет бюллетеней из разных пачек не допускается.

С рассортированными бюллетенями под контролем членов участковой комиссии с правом решающего голоса вправе визуально ознакомится наблюдатели, а члены участковой комиссии с правом совещательного голоса вправе убедиться в правильности проведенного подсчета.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права пр тайном голосовании, участие в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению. Деятельность комиссий при подготовке и проведении выборов, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов выборов осуществляется открыто и гласно.

В силу пункта 1 статьи 21 указанного Федерального закона Центральная избирательная комиссия Российской Федерации является федеральным государственным органом, организующим подготовку и проведение выборов, референдумов в Российской Федерации в соответствии с компетенцией, установленной данным Федеральным законом и иными федеральными законами.

Статьей 30 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлен основополагающий принцип проведения выборов – гласность в деятельности комиссий. В развитие принципа гласности избирательного процесса приняты постановления ЦИК России от 27.12.2011 № 82\635-6 "О Порядке видеонаблюдения в помещении для голосования на выборах Президента Российской Федерации 4 марта 2012 года", а так же постановлением ЦИК РФ от 16.02.2012 № 102\818-6 утверждена инструкция "О порядке использования средств видеонаблюдения и трансляции изображения участковыми избирательными комиссиями на выборах Президента Российской Федерации 4 марта 2012 года".

Согласно пункту 4.1 Инструкции "О порядке использования средств видеонаблюдения и трансляции изображения участковыми избирательными комиссиями на выборах Президента Российской Федерации 4 марта 2012 года", утвержденной Постановлением ЦИК РФ от 16.02.2012 № 102\818-6, по окончании голосования избирателей в помещении для голосования члены УИК осуществляют перестановку в центр изображения камеры видеонаблюдения №" одного из столов, за которыми производят действия, связанные с подсчетом и погашением неиспользованных избирательных бюллетеней и подсчетом неиспользованных открепительных удостоверений. После завершения работы со списками избирателей члены УИК осуществляют перестановку в центр изображения камеры видеонаблюдения №2 остальных столов, за которыми проводят действия, связанные с непосредственным подсчетом голосов избирателей по избирательным бюллетеням, находящихся в переносных и стационарных ящиках для голосования, и установлением итогов голосования.

Пункт 4.2 инструкции устанавливает, что после проведения итогового заседания УИК и подписания протокола об итогах голосования председатель УИК демонстрирует присутствующим и в сторону видеокамеры наблюдения №2 каждую страницу первого экземпляра протокола УИК, при этом максимально близко подходит (на на ближе 50 см.) к камере видеонаблюдения №2. Одновременно председатель громко оглашает все данные протокола, в том числе наименование и значение каждой из строк первого экземпляра протокола УИК об итогах голосования.

В ходе судебного заседания установлено, что на некоторых избирательных участках Трусовского района г.Астрахани столы, где производились сортировка и подсчет избирательных бюллетеней, после окончания времени голосования не всегда были установлены в зоне видимости камер видеонаблюдения.

Вместе с тем, статьей 68 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" определяющей порядок подсчета голосов избирателей, такое требование, как установление столов, на которых проводится сортировка и подсчет избирательных бюллетеней, на место для урн для голосования в зону видимости камер видеонаблюдения, не предусмотрено.

Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Закон Астраханской области "О выборах в органы местного самоуправления Астраханской области" не содержит требований об использовании средств видеонаблюдения в качестве обязательного условия соблюдения принципа гласности в деятельности комиссий.

Отдельные случаи неточного выполнения положений Инструкции не препятствовало гласности процедуры голосования и открытости подсчета голосов.

Доводы заявителя о том, что наблюдателям и членам комиссии с правом совещательного голоса создавались препятствия к осуществлению своих прав, а именно, что они располагались перед столами, на которых проводился подсчет голосов на расстоянии, не позволяющем видеть отметки на бюллетенях, не основаны на законе, поскольку ни нормами Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", ни Законом Астраханской области "О выборах в органы местного самоуправления в Астраханской области" не регламентирован порядок расположения указанных лиц в помещении участка.

На всех избирательных участках был обеспечен свободный доступ в помещения участковых избирательных комиссий, где проводился подсчет голосов избирателей, всем членам участковой комиссии, членам вышестоящих комиссий, кандидатам, их доверенным лицам, уполномоченным представителям и наблюдателям от политических партий и кандидатов.

В судебном заседании установлено, что пи указании наблюдателями, членами избирательных комиссий на какие-либо препятствия в осуществлении наблюдения за ходом голосования и подведения его итогов, данные вопросы незамедлительно разрешались в ходе работы участковых избирательных комиссий.

Как следует из предоставленных видеоматериалов, работа участковых избирательных комиссий проходила открыто и гласно, в присутствии наблюдателей и членов комиссии с правом совещательного голоса. В случаях проведения указанными лицами фото- и видеосъемки членов комиссии без их согласия, других неправомерных действий, прерывающих работу комиссии, принимались решения о пресечении этих действий. Данные обстоятельства не могут быть расценены как действия, препятствующие гласности процедуры подсчета голосов.

Доводы заявителя, что на избирательных участках №№ 541, 544, 567, 570, 576, 577, 581, 583 сортировка бюллетеней по кандидатам на должность главы муниципального образования "Город Астрахань" велась одновременно несколькими членами участковых избирательных комиссий; на избирательных участках №№ 537, 538, 540, 544, 546, 548, 550, 552, 555, 556, 557, 562, 563, 564, 566, 567, 568, 570, 572, 573, 574, 575, 576, 577, 578, 580, 581, 583 при сортировке бюллетеней на должность главы муниципального образования "Город Астрахань" отметки в них не демонстрировались, частично нашли свое подтверждение в судебном заседании. Однако, в ходе просмотра записей камер видеонаблюдения установлено, то при сортировке бюллетеней отметки в них оглашались.

Довод заявителя о том, что количество разложенных избирательных бюллетеней по стопкам за кандидатов на всех участках считалось только председателями участковых избирательных комиссий не нашел своего подтверждения, поскольку исследованные в ходе судебного заседания доказательства свидетельствуют о том, что на избирательных участках №№ 537, 538, 540, 541, 544, 546, 547, 550, 555, 557, 564, 566, 568, 570, 576, 577, 580, 581, 583, 584 подсчет бюллетеней на должность главы муниципального образования "Город Астрахань" осуществлялся одновременно за нескольких кандидатов несколькими членами участковых комиссий, а не только председателем.

Кроме того, данный довод не может быть принят во внимание, поскольку данный порядок подсчета не противоречит требованиям закона, в частности п. 8 ст. 68 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", согласно которому непосредственный подсчет голосов избирателей, участников референдума производится по находящимся в ящиках для голосования бюллетеням членами участковой комиссии с правом решающего голоса, которым и является председатель избирательной комиссии.

Осуществление указанных действий председателем комиссии не является нарушением избирательного законодательства, поскольку в соответствии с пунктом 15 статьи 63 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", частью 15 статьи 74 Закона Астраханской области "О выборах в органы местного самоуправления в Астраханской области" именно председатель комиссии несет ответственность за сохранность избирательных бюллетеней.

Доводы заявителя о том, что на избирательных участках №№ 537, 538, 540, 541, 544, 546, 547, 548, 550, 551, 555, 556, 557, 562, 563, 564, 568, 570, 573, 574, 576, 577, 580, 581, 583 подсчет бюллетеней на должность главы муниципального образования "Город Астрахань" осуществлялся путем загиба уголка, а не путем перекладывания их по одному из одной части пачки в другую так же не может быть принят во внимание, поскольку указанные действия при сортировке и подсчете бюллетеней не повлияли на итоги голосования и не исказили действительную волю избирателей.

Заявителем так же указано, что членами комиссии с правом решающего и совещательного голоса отказывалось в возможности убедиться в правильности подсчета разложенных избирательных бюллетеней. Однако судом установлено, что ни одной жалобы в этой части в территориальную избирательную комиссию Трусовского района и избирательную комиссию муниципального образования  "Город Астрахань" не поступило.

Ссылка заявителя на то, что на избирательных участках №№ 537, 538, 544, 547, 548, 550, 552, 569, 579, 584 избирательные бюллетени были погашены после работы со списками избирателей, как факт нарушения избирательного законодательства, которое повлекло невозможность выявления действительной воли избирателей, безосновательна.

Как усматривается по материалам дела, каких-либо доказательств того, что количество погашенных избирательных бюллетеней, отраженное в п.6 протоколов УИК, не соответствуют фактическому количеству неиспользованных избирательными комиссиями бюллетеней, суду не предоставлено.

Доводы заявителя о том, что итоговые заседания участковых избирательных комиссий не проводились, опровергаются предоставленными в материалы дела итоговыми протоколами участковых избирательных комиссий.

Доводы заявителя о том, что при сортировке бюллетеней имело место перекладывание бюллетеней с отметкой за других кандидатов в пачку бюллетеней с отметкой за кандидата Столярова М.Н., не нашли в судебном заседании своего подтверждения, поскольку представленными суду видеоматериалами данное обстоятельство не подтверждается, других доказательств позволяющих с достоверностью установить данный факт не предоставлено.

На избирательных участках №№ 542,543 за кандидата на должность главы муниципального образования "Город Астрахань" Шеина О.В. отдано голосов больше, чем за других кандидатов. Наличие таких же обстоятельств на этих участках, как и на участках, указанным заявителем, не явилось основанием для оспаривания решений избирательных комиссий.

Протоколы по итогам голосования 43 участковых избирательных комиссий подписаны всеми членами избирательных комиссий, присутствовавшими при подведении итогов голосования. Из 173-х избирательных участков, указанных в заявлении Шеина О.В., лишь по 2 участкам протоколы об итогах голосования не были подписаны представителями Политической партии "Справедливая Россия". По остальным участкам протоколы об итогах голосования подписывались представителями Политической партии "Справедливая Россия" без замечаний.

При исследовании протоколов участковых избирательных комиссий, а так же сводной таблицы и протокола о результатах досрочных выборов Главы муниципального образования "Город Астрахань" от 05.03.2012 территориальной избирательной комиссии Трусовского района г. Астрахани судом сопоставлены внесенные в них данные. Ошибок при составлении сводных таблиц и протоколов судом не установлено.

Установлено, что территориальная избирательная комиссия Трусовского района г.Астрахани не выявила ошибок, несоответствий в протоколах избирательных комиссий. Сомнений в правильности составления протоколов не возникло, в связи с чем территориальной избирательной комиссией не принималось решения о проведении повторного подсчета голосов избирателей.

Жалоб (заявлений) о нарушениях при голосовании и подсчете голосов избирателей, требующих рассмотрения до подписания протокола о результатах выборов, в территориальную избирательную комиссию Трусовского района г.Астрахани, избирательную комиссию муниципального образования "Город Астрахань" не поступало.

Основное количество жалоб, предоставленные заявителем были в правоохранительные органы. Незначительное количество жалоб направлено в участковые избирательные комиссии, которые были рассмотрены и по ним приняты решения. Решения по жалобам в территориальную избирательную комиссию Трусовского района г.Астрахани , избирательную комиссию муниципального образования "Город Астрахань" не обжалованы. Ни одной жалобы в адрес территориальной избирательной комиссии Трусовского района г.Астрахани, избирательной комиссии муниципального образования "Город Астрахань" от наблюдателей, членов комиссий с правом совещательного и решающего голоса не поступало.

Ни в день голосования, ни в последующие дни в территориальную избирательную комиссию обращений по оспариванию действий председателей УИК не поступало, в судебном порядке действия председателей УИК по указанным основаниям не оспаривались.

Согласно пункту 26 ст. 82 Закона Астраханской области от 02.03.2009 № 9\2009-03 "О выборах в органы местного самоуправления в Астраханской области" после проведения всех необходимых действий и подсчетов участковая избирательная комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются жалобы и заявления о нарушениях при голосовании и подсчете голосов избирателей, после чего подписывается протокол (подписываются протоколы) об итогах голосования участковой избирательной комиссии и выдаются копии протокола (протоколов) лицам, указанным в части 4 статьи 28 настоящего Закона, в соответствии с частью 29 настоящей статьи. Протокол о итогах голосования заполняется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, в нем проставляются дата и время (час с минутами) его подписания. Протокол о итогах голосования, полученный с применением технического средства подсчета голосов либо с использованием комплекса для электронного голосования, приобретает юридическую силу после указанного подписания. Не допускаются заполнение протокола об итогах голосования карандашом и внесение в него каких-либо изменений. Подписание протокола с нарушением этого порядка является основанием для признания этого протокола недействительным и проведения повторного подсчета голосов. Если на участковую избирательную комиссию возложены полномочия окружной избирательной комиссии, участковая избирательная комиссия на основании своего протокола об итогах голосования определяет результаты выборов в соответствующем избирательном округе.

Сопоставление протоколов избирательных участков и представленным заявителем ксерокопий протоколов № 537, 538, 544, 550, 557, 564, 572, 573, 578, 579, 583 указывает на расхождение имеющихся в них как данных о голосовании, так и по самой форме заполнения протоколов, но это связано не с нарушением порядка работы избирательных комиссий, а с действиями наблюдателей и доверенных лиц, истребовавших копии протоколов до окончания подсчета голосов. Представленные суду ксерокопии не могут рассматриваться как копии итоговых протоколов и не принимаются судом в качестве доказательств несостоятельности итогов выборов.

Согласно п. 2 статьи 69 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" итоги голосования устанавливаются соответствующей избирательной комиссией на основе первых экземпляров протоколов, поступивших непосредственно из нижестоящих комиссий, а не их копий. Каких-либо доказательств тому, что в содержании подлинных протоколов об итогах голосования вносились ложные сведения либо были изготовлены другие протоколы, содержащие недостоверные сведения, суду не предоставлено.

Довод заявителя о том, что участковые избирательные комиссии избирательных участков № 549, 551, 568, 569, 574 были сформированы с нарушением закона , а именно пункта 5 статьи 22 Федерального закона от 12.06.202 г. № 67, поскольку более половины членов комиссии являются государственными и муниципальными служащими проверен судом и не нашел своего подтверждения в ходе судебного заседания.

В соответствии с пунктом 5 статьи 22 Федерального закона от 12.06.202 г. № 67 "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" государственные и муниципальные служащие не могут составлять более одной второй от общего числа членов избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии, территориальной, участковой комиссии. Указанное положение может не применяться при формировании участковых комиссий на избирательных участках, образованных на территории военных частей, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях, а так же за пределами Российской Федерации.

В соответствии со статьей 2 федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ "О муниципальной службе в российской Федерации" муниципальная служба – профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

Согласно статьям 6 и 7 указанного Федерального закона должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте российской Федерации, утверждаемым законом субъекта российской Федерации.

Законом Астраханской области от 04.09.2007 № 52\2007-ОЗ "Об отдельных вопросах правового регулирования муниципальной службы в Астраханской области" принятым Государственной Думой Астраханской области.

Из постановлений территориальной избирательной комиссии Трусовского района г.Астрахани о формировании участковых избирательных комиссий следует, что в состав участковой избирательной комиссии избирательного участка № 549, сформированный в количестве 13 человек, были включены 3 члена комиссии, являющиеся муниципальными служащими: Гаврилкина И.В., ведущий специалист Жилищного управления администрации г.Астрахани, Горянин А.А., главный специалист Жилищного управления администрации г.Астрахани, Шелипова Н.В., начальник отдела приватизации Жилищного управления администрации г.Астрахани. Остальные члены комиссии, Агафонова Л.Р., инспектор Жилищного управления администрации г.Астрахани, Колмогорова Т.Г., инспектор Жилищного управления администрации г.Астрахани, Кутеева Н.С., инспектор Жилищного управления администрации г.Астрахани, Черских Л.А., старший инспектор Жилищного управления администрации г.Астрахани, Щербакова Л.Е., старший инспектор Жилищного управления администрации г.Астрахани, которые по мнению заявителя являются муниципальными служащими, к таковым не относятся.

В составе участковой избирательной комиссии избирательного участка № 551 сформированной в составе 13 членов, 5 членов комиссии, являющихся муниципальными служащими – Белова Л.Е., заместитель начальника Жилищного управления администрации г.Астрахани, Леднева М.Г. заведующая сектором по ведению учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях Жилищного управления администрации г.Астрахани, Семененко Е.В., начальник отдела обработки информации и учета граждан Жилищного управления администрации г.Астрахани, Степенкина Е.В., главный специалист Жилищного управления администрации г.Астрахани, Тырнова Н.А., главный специалист-юрист Жилищного управления администрации г.Астрахани. Члены комиссии: Данькина И.Г., инспектор службы одного окна Жилищного управления администрации г.Астрахани, Крихта Т.М., инспектор Жилищного управления администрации г.Астрахани, Починкова Л.И., инспектор Жилищного управления администрации г.Астрахани, Шитоева Д.Н., юрист Жилищного управления администрации г.Астрахани, которые по мнению заявителя являются муниципальными служащими, к таковым не относятся.

В составе участковой избирательной комиссии избирательного участка № 574 сформированной в составе 13 членов, 5 членов комиссии, являющихся муниципальными служащими – Малыгина О.Б., главный специалист-юрист  Жилищного управления администрации г.Астрахани, Окунева З.Г., заместитель начальника Жилищного управления администрации г.Астрахани, Перепеченова Т.Ю., главный специалист Жилищного управления администрации г.Астрахани, Салина Е.В., начальник отдела Жилищного управления администрации г.Астрахани, Федорова В.П., заместитель начальника Жилищного управления администрации г.Астрахани. Кроме того, один член комиссии является государственным служащим, Федотов М.Е., эксперт управления Министерства юстиции РФ по Астраханской области. Кроме того, в судебном заседании установлено, что в постановлении Территориальной избирательной комиссии Трусовского района г.Астрахани от 06.02.2012 года № 23\190-3 о формировании участковой комиссии избирательного участка № 574 в качестве члена участковой комиссии, являющегося муниципальным служащим указана Скорнякова В.С., старший инспектор Жилищного управления администрации г.Астрахани. Представитель Территориальной избирательной комиссии Трусовского района г.Астрахани в судебном заседании указал, что в данном постановлении допущена опечатка в наименовании должности и статуса муниципального служащего данного члена комиссии, которая не имеет даже высшего образования для занятия муниципальной должности. Данное обстоятельство нашло свое подтверждение в судебном заседании. Из трудового договора, от 11.01.2011 года, заключенного между Жилищным управлением администрации г.Астрахани и Скорняковой В.С. следует, что она принята на должность документоведа отдела документационного обеспечения Жилищного управления администрации г.Астрахани и не является муниципальной служащей, ее должность в Реестре должностей муниципальной службы в Астраханской области не поименована.

Члены комиссии: Глазкова М.П., инспектор службы одного окна Жилищного управления администрации г.Астрахани, Мельникова Е.В., инспектор Жилищного управления администрации г.Астрахани, Сергеева А.Н., инспектор Жилищного управления администрации г.Астрахани, которые по мнению заявителя являются муниципальными служащими, к таковым не относятся.

Таким образом, судом установлено, что вышеуказанные заявителем члены комиссий, работники Жилищного управления администрации г.Астрахани не относятся к муниципальным служащим, что подтверждается представленными трудовыми договорами с работниками, из которых следует, что они приняты на должности не являющиеся муниципальными, а так же Реестром должностей муниципальной службы Астраханской области.

В составе участковой избирательной комиссии избирательного участка № 568 сформированной в составе 11 членов, 5 членов комиссии, являющихся муниципальными служащими – Абольянина Н.П., заместитель начальника Управления по строительству, архитектуре и градостроительству администрации г.Астрахань, Игишева М.А., главный специалист Управления по строительству, архитектуре и градостроительству администрации г.Астрахань, Примак Е.Г., главный специалист Управления по строительству, архитектуре и градостроительству администрации г.Астрахань, Ситникова Е.Н., главный специалист Управления по строительству, архитектуре и градостроительству администрации г.Астрахань, Скрипченкова А.В., заместитель начальника Управления по строительству, архитектуре и градостроительству администрации г.Астрахань. Остальные члены комиссии, Головина М.П., ведущий инженер Управления по строительству, архитектуре и градостроительству администрации г.Астрахань, Куватова К.Т., ведущий инженер Управления по строительству, архитектуре и градостроительству администрации г.Астрахань, которые по мнению заявителя являются муниципальными служащими, к таковым не относятся.

В составе участковой избирательной комиссии избирательного участка № 569сформированной в составе 11 членов, 4 члена комиссии, являющихся муниципальными служащими – Андрияускас М.П., главный специалист Управления по строительству, архитектуре и градостроительству администрации г.Астрахань, Антонова А.О., начальник отдела Управления по строительству, архитектуре и градостроительству администрации г.Астрахань, Федотова А.Ю., ведущий специалист Управления по строительству, архитектуре и градостроительству администрации г.Астрахань, Хохлова Н.В., заместитель начальника отдела Управления по строительству, архитектуре и градостроительству администрации г.Астрахань.

Члены комиссии, Журибида Е.В., ведущий инженер Управления по строительству, архитектуре и градостроительству администрации г.Астрахань, Мартемьянова (Семеняка) М.П., как следует из трудового договора от 7.10.2011 года, принятая на должность ведущего инженера, не являющуюся муниципальной Управления по строительству, архитектуре и градостроительству администрации г.Астрахань, которые по мнению заявителя являются муниципальными служащими, к таковым не относятся.

Таким образом, судом установлено, что вышеуказанные заявителем члены комиссий, работники Управления по строительству, архитектуре и градостроительству администрации г.Астрахань не относятся к муниципальным служащим, что подтверждается представленными трудовыми договорами с работниками, из которых следует, что они приняты на должности не являющиеся муниципальными, а так же Реестром должностей муниципальной службы Астраханской области.

Доводы заявителя о нарушении при формировании состава участковых избирательных комиссий №№ 549, 551, 568, 569, 574 норм пункта 5 статьи 22 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67 "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" являются необоснованными.

Довод заявителя о том, что по имеющейся информации порядок выдвижения членов участковых избирательных комиссий избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы был грубым образом нарушен, является неопределенным, не содержит указаний на конкретные факты, никакими доказательствами не подтвержден.

Заявителю в ходе подготовительных действий и судебного заседания разъяснялось содержание ст. 39 ГПК РФ и его право на изменение оснований или предмета заявленных требований, их увеличения. Заявитель данным правом не воспользовался.

Из анализа статьи 77 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и статьи 97 Закона Астраханской области "О выборах в органы местного самоуправления Астраханской области" следует, что основанием к отмене решения о результатах выборов являются не любые нарушения избирательного законодательства, а лишь те, которые не позволяют выявить действительную волю избирателей.

Как следует из правовой позиции Конституционного Суда  РФ, выраженной в Постановлении от 11.06.2002 г., отмена итогов голосования, результатов выборов связана с обнаружением таких существенных нарушений избирательного процесса, вследствие которых не были обеспечены ненадлежащие условия для подлинно свободного волеизъявления избирателей и которые тем самым привели к неадекватному отражению действительной воли избирателей в итогах голосования. При этом суд должен установить, что обнаруженные существенные нарушения в ходе выборов привели к искажению воли избирателей или воспрепятствовали ее адекватному отражению в итогах голосования, результатах выборов.

Суду не предоставлено достоверных доказательств, подтверждающих, что при проведении досрочных выборов главы муниципального образования "Город Астрахань" 4 марта 2012 года на избирательных участках №№ 536-541, 544-553, 555-564, 566-570, 572-581, 583-584 были нарушены нормы избирательного законодательства, которые не позволили выявить действительную волю избирателей.

Судом не установлено иных нарушений положений избирательного законодательства, которые могли бы повлиять на волю избирателей и отразиться на результатах голосования.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что требования заявителя не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 261.1, 261, 194-199 ГПК РФ,

решил:

в удовлетворении заявления Шеина Олега Васильевича о признании незаконными и отмене решений от итогах голосования по досрочным выборам Главы муниципального образования "Город Астрахань" 4 марта 2012 г. участковых избирательных комиссий избирательных участков №№ 536-541, 544-553, 555-564, 566-570, 572-581, 583-584, признании незаконными и отмене протокола территориальной избирательной комиссии Трусовского района г.Астрахани об итогах голосования по выборам Главы муниципального образования "Город Астрахань", сводной таблицы территориальной избирательной комиссии Трусовского района г.Астрахани об итогах голосования по выборам Главы муниципального образования "Город Астрахань" отказать в полном объеме.

Резолютивная часть решения вынесена и изготовлена в совещательной комнате.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд путем подачи апелляционной жалобы, представления через Трусовский районный суд г. Астрахани в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

В окончательной форме решение принято 20.07.2012 года

Судья Кривошеева О.В.

20 июля 2012 года

источник: РО политической партии "Справедливая Россия" в Астраханской области

Лента новостей

18 апреля 2019, 20:46

  • Дагестан и Чечня: спорные территории

    Территориальные споры между чеченцами и дагестанцами, имеющие давнюю историю, находятся в процессе демаркации границы между республиками. У местных и федеральных властей есть опасения, что события могут пойти по ингушскому сценарию, когда протесты вылились в многодневные митинги. Какие именно территории являются предметом споров, и в каких районах Чечни и Дагестана они расположены - разбирался "Кавказский узел".

07 марта 2019, 18:06

  • Мода на извинения: от Чечни до самых окраин

    Рамзан Кадыров открыл ящик Пандоры, дав начало практике принуждения к извинениям. Эта кампания вышла далеко за пределы Кавказа. Заявления публичных персон провоцируют травлю, в которой участвуют анонимы. Как это выстраивается в систему травли инакомыслящих, разбирался «Кавказский узел».

25 февраля 2019, 17:03

23 февраля 2019, 19:39

  • Мать уроженца Чечни просит спасти сына от пыток в СИЗО

    Выходец из Чечни Апти Акиев, который в настоящее время находится в следственном изоляторе в Омской области, подвергается пыткам. Силовики пытаются добиться признания, что ее сын был одним из организаторов беспорядков в колонии, рассказала мать заключенного Марет Акиева. Она обратилась за помощью к председателю Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека.

23 февраля 2019, 19:24

«Сафари по-сирийски» - рассказ бывшего боевика
«Сафари по-сирийски» — рассказ бывшего боевика. Полный текст интервью
Архив новостей